Подросток Дэйв, переживший в четвертом классе любовную неудачу и с тех пор засевший за физику, поступает в ученики к чародею Бальтазару Блэйку - который учит его освобождать разум и перебрасываться файерболами.
Поначалу Дэйва это забавляет, но вскоре он узнает, что должен стать преемником великого чародея Мерлина - и защитить мир от злых колдунов Максима Хорвата и Морганы. А он хочет быть обычным парнем и вернуть девушку, в которую он влюбился в четвертом классе. На экраны вышел "Ученик чародея" - пестрый развлекательный магический боевик для подростков.
Режиссер Джон Тартелауб знаменит в первую очередь своими приключенческими бродилками "Сокровище нации" и "Сокровище нации 2: Книга тайн" с тем же Николасом Кейджем, собравшими в мировом прокате примерно 350 и 450 миллионов долларов соответственно.
Такая успешность обеспечила его новому проекту солидный бюджет в 150 миллионов и позволила привлечь не только давнего партнера по съемочной площадке Кейджа, но и целую команду других первоклассных актеров на центральные роли.
"Ученик чародея" чудесен в первую очередь тем, как точно в нем подобраны артисты под свои экранные амплуа. Альфред Молина делает злого колдуна Хорвата обаятельным и харизматичным - за таким злом интересно наблюдать и очень захватывающе с ним сражаться! Впервые ярко блеснувший своей темной стороной в "Человеке-пауке 2" (доктор Октопус - один из лучших кинозлодеев ever), Молина - прекрасный кандидат на роли всевозможных злых гениев - отрицательных, но привлекательных.
Николас "Загляните в мои грустные глаза" Кейдж отлично уравновешивает Молину на полюсе положительных героев. Кому, как ни ему, тысячелетиями стоять на защите света - его образу человека с трепетной душой это идеально соответствует! Для фильма Кейдж отрастил длинные волосы и на экране предстал импозантным таинственным джентльменом в старомодных шляпе, остроносых ботинках, плаще из сыромятной кожи - и с большой иронией в своих вечно печальных глазах. Бальтазар - одно из лучших киновоплощений Кейджа, поклонницы получат большое удовольствие.
Моника Белуччи, которая в жизни и в кино - на границе между тьмой и светом - в "Ученике чародея" сыграла подходящую двойственную роль колдуньи Вероники. Возлюбленная и Бальтазара, и Хорвата, она сначала окутана злыми чарами, а после сама заколдовывает всех персонажей и зрителей магией своего очарования.
Сюжетные пружины "Ученика чародея", несмотря на отчетливо-развлекательный характер фильма, довольно интересно продуманы. Европейская магия (Мерлин и другие персонажи из легенд про короля Артура) свежо выглядит на экране, заставленном в последние годы разными ближневосточно-азиатскими мумиями и повелителями стихий. А любовная история физика-ботаника Дэйва и душевной блондинки - ди-джея крохотной радиостанции смотрится забавно и трогательно.
Отдельное спасибо хочется передать создателям фильма за опыты увлеченного физикой Дэйва с соленоидом Николы Теслы (см. фильм "Престиж") и вообще всю смысловую линию про родство естественной науки и магии. Мир полон чудес, и авторам фэнтези-сюжетов даже не нужно ничего придумывать - за этим будущее кино про волшебство и чародейство.
Помимо сценария и блистательных актеров (рискнем отнести к ним не только Молину с Кейджем и Белуччи, но также талантливого паренька по имени Джей Барушель, исполнившего главную роль), "Ученик чародея" содержит еще один неотъемлемый компонент кино-волшебства - юмор.
Фильм не морщит лоб всю дорогу в попытках изобразить чародейскую печаль за судьбы мира - а, четко понимая свою единственную сверхзадачу - скрасить вечер праздному люду с колой и попкорном - мечет хорошие шутки файерболами. Стебный настрой помогает "Ученику чародея" оставаться бодрым и интересным зрелищем на всем протяжении, а множество сценарных находок с магическими трюками и ловушками чародеев (в стиле "отправить врага в зазеркалье") обеспечивают неослабевающий драйв и накал страстей. Парадоксально, но "Не верю" имени Станиславского в фильме вызывает не сценарий и не актерская игра (с ними все зашибенно), а... компьютерные спецэффекты. Все выглядит красиво и вполне волшебно, но не вызывает ощущения достоверности происходящего. Сказочность и рисованность приключений Дэйва и чародеев в фильме мешает сопереживать и по-настоящему увлечься экранными событиями. Ни за кого из героев фильма не волнуешься - "мультяшные" спецэффекты дают эффект железобетонной уверенности в том, что "наши победят". "Ученику чародея" быть бы слегка пожестче - чтобы магия угрожала жизни и здоровью героев не понарошку. Такой истории, чтобы зацепить зрителей, стоило бы дать нам "понюхать пороха" - а без этого пламя файерболов выглядит как огонь камина, нарисованный на картонке в каморке папы Карло, и так же легко протыкается длинным носом жажды до настоящих ощущений. Из-за этой легковесности "Ученик чародея" - фильм на один раз, несмотря на замечательных артистов и занятный сценарий с чудесами и шутками. Вряд ли даже самый заманьяченный на чародействе зритель будет пересматривать фильм в дцатый раз - но это не отменяет факта, что "Ученик чародея" - крепкое развлекательное зрелище, которое заставит посмеяться и удивит магическими трюками. В самый раз, чтобы освободить разум душным июльским вечером. Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов
|